В соответствии с планом работы Тюльганского районного суда   Оренбургской области и мирового судьи судебного участка в административно – территориальных границах всего Тюльганского района  Оренбургской области  проведен анализ  рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях в первом полугодии 2020 года.   

Цель анализа: соблюдение мировым судьей норм материального и процессуального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также проверка законности прекращения административных дел с целью исключения освобождения от административной ответственности правонарушителей.

          В первом полугодии 2020 года мировым судьей в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Оренбургской области рассмотрено 354 дела об административных правонарушениях.

Наибольшее количество составили дела следующей категории: ст. 5.35.1 КоАП РФ – 21,  ст. 12.8 ч. 1 КоАП РФ -39, ст. 12.26 КоАП РФ – 16,   ст. 19.4 КоАП РФ -14, ст. 19.24 КоАП РФ -13, ст. 20.21 КоАП РФ -12, ст. 20.25 КоАП РФ – 123.

          В ходе проведения анализа выявлены следующие вопросы, возникающие у судьи при рассмотрении дел указанной категории.

Подготовка дела к рассмотрению

          Первым и важным этапом подготовки дела к рассмотрению является разрешение вопроса о подсудности дела данному судье (п.1 ч.1 ст.29.1 КоАП РФ).

          Практически все дела, поступившие на изучение, были рассмотрены с соблюдением правил подсудности. Однако встречались случаи, когда мировому судье поступали материалы об административных правонарушениях, ему не подсудные.  

          По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту его жительства.

          Необходимо отметить, что в ходе изучения практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях,  установлено, что мировым судьей в большинстве случаев рассматривались по месту жительства лица, в отношении которого осуществлялось производство по делу. Данное обстоятельство было связано с заявлением лица, привлекаемого к административной ответственности, соответствующего ходатайства при оформлении должностным лицом протокола об административном правонарушении. В текущем периоде переданы по подсудности 7 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 ч. 1 КоАП  РФ  – 2,  ст. 12.7 ч. 2 КоАП РФ – 1, ст. 6.1.1 КоАП РФ -1, 20.25 ч. 1 КоАП РФ  -3.

          На стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению мировой судья выяснял вопрос о правильности составления протокола об административном правонарушении и иных материалов. При наличии оснований к возврату протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ  выносились соответствующие определения. В первом полугодии 2020 года 4 определения о возвращении протоколов,  составленных по статьям КоАП РФ, не обжаловались.

          Не допускались случаи безосновательного возвращения поступающих административных материалов. Случаев возвращения протоколов в связи с их оформлением неправомочными должностными лицами за указанный период не имелось.

          В соответствии со ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей должен быть разрешен вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела, а также вызваны лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,  и (или) представитель.

          Большая часть извещений о времени и месте судебного заседания направлялась СМС – сообщениями,  часто телефонограммой, реже посредством почтовых отправлений.  Доставка извещений, как правило, подтверждалась приложением соответствующих конвертов, уведомлений, распечаткой отчетов о доставке и получении.  

Сроки рассмотрения дел

          Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями в месячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Рассмотрение дела

          Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный  ст.29.7 КоАП РФ, соблюдался.   

          Обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, должны подтверждаться допустимыми доказательствами по делу, которые в своей совокупности и взаимосвязи достоверно свидетельствуют о виновности лица в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения.

           Нарушений ст.26.2, п.4 ч.1 ст.29.10, 26.11 КоАП РФ мировым судьей  не допущено.

Особенности применения ч.1 ст.4.5 КоАП РФ

          Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрены сроки, по истечении которых не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении и составляет 1 год.

За истечением срока давности привлечения к ответственности, дела об административных правонарушениях, в текущем периоде, не прекращались.

Назначение наказания

Всего подвергнуто наказанию 251 лицо, из них: юридических лиц -6, должностных лиц -22, индивидуальных предпринимателей –11, физических лиц – 212.

В качестве назначенного наказания чаще всего применялся административный штраф – к 169 лицам на общую сумму 1 303 740 рублей, обязательные работы – 39,  предупреждений – 22,  административный арест – 19, лишение специального права -2.

           При назначении наказаний учитывались: личность виновного,    состояние здоровья, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

           В первом полугодии 2020 года в апелляционном порядке рассмотрено 2 дела, постановления судьи оставлены в силе

         Нагрузка судьи по рассмотрению дел об административных правонарушениях составила 49,3% дел. Качество рассмотренных дел об административных правонарушениях составило  100%.

Вывод:

Результаты изучения административных дел свидетельствуют о том, что мировой судья в административно-территориальных границах всего Тюльганского района Дунаев В.М. своевременно рассматривает дела об административных правонарушениях, принимая решения в соответствии с законом.